Глупость как эссенция человеческой натуры?
«В мире две вещи бесконечны: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет вселенной я не уверен». А. Эйнштейн. Впрочем, думаю, что и великий Альберт Эйнштейн заблуждался или был излишне оптимистичен, когда лишь неуверенно предполагал, что человеческая глупость может быть бесконечна, как вселенная, так как масштабы человеческой глупости не осмеливались предполагать даже самые смелые умы, наделенные недюжинным умом, то и дело ее преуменьшая.
Был ли умен с нашей точки зрения троглодит каменного века, с дубиной наперевес и шкурой мамонта вместо одежды? Будем ли мы казаться умными своим потомкам, лет через тысячу, путешествующими куда-нибудь в созвездие Гончих Псов на своем межгалактическом космолете, если, конечно, наша бесконечная глупость позволит нам все-таки не стереть друг дружку окончательно с лица Земли при помощи атома?
Несмотря на свою эгоцентричную самоуверенность и кичливость, из всех живых видов, наделенных умственной способностью и способностью к интеллектуальному развитию, умственный стартовый капитал, человек в своем большинстве — самое дурно обучаемое, стагнантное и почти не способное сдвинуться с мертвой точки животное, склонное раз за разом повторять все те же ошибки, которые повторяли бесчисленные поколения его предков, только и делая, что облекая их в новые, поверхностные, часто совершенно бесполезные формы, которые оно отчего-то принимает за самое настоящее развитие.
Почти все изобретения, которыми так гордится человечество, от колеса до самолета, были сделаны не благодаря умственному потенциалу человека, а ему вопреки, и благодаря потрясающим ошибкам, самой Глупости и Случайности, в виде бесчисленных повторений и жертв своих собратьев.
Например, поговорка «Все гениальное — просто» говорит не в пользу гения человеческого интеллекта, а напротив, служит вердиктом его безграничной глупости и невнимательности: человек попросту неспособен видеть самые простые вещи, учиться у природы и извлекать из нее пользу, не разрушая все вокруг и самого себя. Колесо, в виде ли валуна, катящегося с горы, на чье изобретение у человека ушло сто восемьдесят тысяч лет, или самолет, в виде легкоперых и полокостных птиц, на чью придумку ушло двести тысяч лет — это вовсе не гимн человеческому гению, а скорее гимн его неспособности замечать и анализировать, его безграничному самолюбованию.
Какие же самые очевидные признаки глупости?
Признак 1: попытка доказать человеку в отдельности и всем людям вместе, что человек вовсе не гениально умен, а бесконечно глуп. Например, путем написания подобных статей, а потом серьезной дискуссии под ними, различных полуфилософских «Од глупости» или научных «Нейронных связей в коре головного мозга». Любая такая попытка a priori обречена на провал: и чем глубже и правдивее будет труд, тем идиотичнее он будет.
Признак 2: абсолютная вера в Бога (Иисуса Христа, Аллаха, Будду), наделенного человеческими чертами, ценностями и привычками, словно весь мир, как и сам Бог, должен обязательно уложиться в восприятие из шести базовых человеческих чувств, а не в 666, недоступных Венцу Вселенной. Человеческая мораль и высокие принципы, на которые со всей серьезностью принято ориентироваться и считать их некоторыми столпами человеческой экзистенции в этом мире. Так называемые «серьезные искусства», или творчество, смысл земного существования, ориентир, апогей — живопись, скульптура, литература, которые для многих заменяют и бога, и мораль, и т. п. человеческие придумки. Некоторые «умники» от космического ума додумываются до того, что идут воевать за своих богов, предварительно до такого состояния видоизменяя их богами якобы сказанное и написанное, что их боги напоминают бесов с хвостами и рогами. А некоторые особо принципиальные и моральные до такой степени придерживаются своих морали и принципов, не понимая, что и они от людей — то есть неистинны, что под занавес жизни долго не могут понять, как это их так угораздило.
Признак 3: абсолютное неверие в Бога (Иисуса, Аллаха, Будду). Как одни убеждены в наличии на небесах бога со всеми человеческими признаками и чертами, так другие убеждены в том, что на небесах бога нет. Откуда первые и вторые это знают наверняка, если не от большого ума?
Признак 4: так называемые человеческие ценности и ориентиры — семья, брак, долг, благополучие, успех. Кто-нибудь из вас, умных, на самом деле задавался вопросом, почему семья и брак — это всегда хорошо, а их отсутствие — плохо? Почему долг и его чувство имеют позитивную коннотацию, а их отсутствие — негативную? Кто нам сказал, что семья должна быть, работа должна быть, благополучие должно быть, успех — настолько важен, самореализация — так необходима? И разве счастливее всех не то самое животное, что не знает дрессировки, а то, что умеет прыгать за кусок сахара с чувством выполненного долга?
Признак 5: когда плохое — хорошо, а хорошее — плохо. Кто мы, если не круглые умники, которым день за днем, час за часом те, кто еще не совсем растратил остатки ума, показывают, рассказывают и доказывают, что курение — рак легких и минус десять лет жизни, алкоголь — цирроз и психоз, современная еда — диабет и ССЗ, а мы нисколько не меняем своих алиментарных и поведенческих практик, едим — как ели, пьем — как пили, живем — как жили, и даже со всей витиеватой премудростью упорствуем в том, что нас губит? Любое, с нашей высокоразумной точки зрения, неразумное животное, единожды соприкоснувшись с теми разрушающими ядами, которыми мы себя добровольно травим, бежит прочь и фыркает. Мы же, от большого ума, заставляем себя, насилуем и приучаем, чтобы к сорока годам заработать ожирение, гипертонию, ишемию, диабет, к пятидесяти — превратиться в желтую развалину, а в шестьдесят, дай бог, единомоментно замкнуть, как от удара божественным током в сердечную мышцу, счастливо полагая, что свою миссию на земле мы выполнили, и лишь чуточку жалея о том, что недостаточно съели, выпили, погуляли.
Признак 6: «Всякий разумный человек будет стараться прежде всего обеспечить себя покоем, досугом и будет стараться избегать суеты», — писали Конфуций, Лао-Цзы, Эразм Роттердамский и Толстой. Отчего же мы так стараемся, напротив, взгромоздить на себя побольше дел и забот, сделать все для того, чтобы у нас было как можно меньше покоя, досуга и больше суеты? Мы любим цитировать и приводить в пример Конфуция, Лао-Цзы, Эразма и Толстого, но совсем не желаем применять на практике даже толику того, что сами из-под их пера другим проповедуем. Суета, беспокойство, все новые желания и внутренняя дисгармония — то, к чему мы, на самом деле, стремимся.
Признаки 7, 8, 9, 10: работа за деньги, стремление быть успешным, желание быть заметным. Неспособность понять другого, неумение видеть дальше своей ситуации, уверенность в своей правоте, ощущение, что это ты контролируешь, а не тебя контролируют, неспособность уступать, волнение по пустякам и тревога по любому поводу, непонимание того, что все пройдет, уверенность, что всего достиг сам и что чего-то достиг, а того, что достиг, стоило достигать. Измерение всех вокруг по талантам и гениальности, статусу и внешней привлекательности, которая уже завтра превратится в серую посредственность, а послезавтра в уродство.
Если все это не глупость, то что это все тогда?