Слышно ли меня?

Хочется поговорить о такой важной, актуальной проблеме, как жизнь глухих и слабослышащих людей. Сейчас ей уделяется все меньше внимания, что несправедливо по отношению в людям с подобными проблемами. Инвалиды находятся в некой изоляции по отношению к окружающему их миру.

В разные периоды проводилась разная политика в отношении людей с данной проблемой. Проводиться-то проводилась, а насколько верной и полезной она была?

Поначалу использовалась социальная политика полнейшей изоляции неслышащих людей. Они не могли получить качественное образование и приемлемую для них работу. Общество относилось к ним с непониманием и агрессией, что, в свою очередь, вызывало ответную и взаимную реакцию. «Особенные» люди замыкались в себе и не могли ужиться в социуме.

Позднее политика начала меняться, но, похоже, опять не в том направлении. К глухим людям стали проявлять чрезмерную, нарочитую заботу, которая тоже не привела ни к чему хорошему. Люди находились на позиции иждевенчества, их самостоятельность была ограничена, а недостаток бесконечно лелеем, что так же, как и при первой политике, мешало нормальному течению их жизни, не давало возможности получить образование и работу.

Такие зигзаги, естественно, не могли помочь неслышащим, они только еще больше принижали их самих и уровень их жизни. Они не участвовали в социальной, политической и культурной жизни, не имели возможности саморазвиваться и расширять свой кругозор. Их бытие проходило в культуре бедности и отсутствия информации.

Вплоть до 1991 года тема инвалидности в СМИ была закрытой и не могла быть предметом обсуждения. О ней знали и говорили только те, кто столкнулись с нею в реальности.

Отсутствие информации о жизни людей с нарушениями слуха привело к тому, что к ним относились не как к равным себе, а с настороженностью и даже, иногда, с чувством страха и презрения.

А ведь большинство глухих людей не считают себя инвалидами, они — особый мир, со своим языком и своей культурой. На все это они имеют право. На мой взгляд, наша задача — не отстраняться от них, а наоборот, активно и свободно взаимодействовать с этим необычным миром, этими полно- и равноправными членами общества, достойными настоящей жизни, полной новых радостей и впечатлений.

Нет какого-то одного верного способа общаться с ними. Ведь каждый глухой человек отличается от другого своими возможностями и способами развития. Существует несколько возможных вариантов общения.

Когда глухой обращается к слышащему голосом, естественно, что тот может его понимать. Но и наоборот, слышащие люди вполне могут общаться с глухими при помощи голоса. Главное, помнить — артикулировать нужно как можно четче и сильнее. Ведь глухой «читает» обращенную к нему речь по губам. Артикуляция должна быть «повышенной». Вы спросите, как это? Представьте, что разговариваете со своим слышащим товарищем в вагоне метро, пытаясь перекричать шум и грохот. Вот это и есть та самая «повышенная» артикуляция. Не нужно думать, что неслышащие люди могут прочесть по губам все, что вы скажете. Но процент понимания значительно повысится за счет вашей артикуляции. Именно её, а вот громкость голоса должна быть обычной. И, ясное дело, разговаривать с человеком нужно только тогда, когда он на вас смотрит. Привлечь его внимание можно воздушным «зовом» руки или дотрагиванием до плеча.

В разговоре желательно всячески выражать эмоциональность. К примеру, если вы говорите «да», то активно дополняйте это кивком головы. При возможности нужно всегда использовать естественные жесты. Что это значит? Жесты должны быть теми же самыми, которые вы используете в разговорах со слышащими людьми. Не нужно выдумывать пантомиму, просто больше и естественнее двигайте руками в соответствии со смыслом. Эмоциональность ни в коем случае не должна быть чрезмерной.

Таким образом, в разговоре с глухим могут быть использованы два способа: чтение с губ и жестикуляция. Третьим способом является переписка. Эти три способа доступны для применения и не требуют специальных познаний.

Следующие способы довольно-таки сложны в использовании и требуют нешуточной специальной подготовки. Это дактилирование букв и жестовый язык. Конечно, если вам предстоит длительное общение с человеком, у которого имеется нарушение слуха, язык жестов здесь будет являться необходимостью.

И шестой способ — общение через переводчика жестового языка, или сурдопереводчика.

Чаще всего нарушения слуха ведут за собой неизбежные расстройства речи. Если болезнь была человеком приобретена во взрослом, сознательном возрасте, когда речь была полностью сформирована, то нарушения, скорее всего, будут присутствовать, но с ними можно будет справиться с помощью опытного врача. Намного труднее, если глухота оказалась заболеванием врожденным. Такое нарушение может вести к полной потере зачатков речи. Главное, помнить: чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи, тем труднее его лечить. При любой проблеме следует немедленно обратиться к соответствующему специалисту.

Очень важно больше и активнее рассказывать в СМИ о жизни и проблемах глухих, по мере возможностей изучать их действительно интересный и увлекательный язык, налаживать доброжелательные отношения и избавиться от всяческой дискриминации. И тогда эти необычные, но такие же, как мы, люди действительно смогут услышать нас. Пусть и не так, как это привыкли делать мы.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: