«Поезд ужасов» (1972). Геноцид в транссибирском экспрессе?

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки. Кинорецензия на фильм «Поезд ужасов» (Horror Express, 1972).

В начале ХХ века, в богом забытых землях английский антрополог Александр Сэкстон наткнулся в глубокой пещере на неплохо сохранившиеся останки древнего человека. Будучи убежденным дарвинистом, ученый надеется этой находкой окончательно развеять сомнения коллег в теории эволюции. Однако обледеневший неандерталец не стал дожидаться дискуссий и дебатов в свою честь и по пути из Пекина в Европу покинул багажное отделение поезда, по ходу дела прижучив насмерть кондуктора.

Под мерный стук колес гибнут люди и разворачиваются нешуточные страсти. Сэкстон, заручившись поддержкой своего соотечественника — доктора Уэллса — и инспектора Мирова, начинает охоту на разбушевавшегося монстра, нарушившего покой мирно почивающей в своих купе буржуазии.

Не исключено, что сценаристы фильма Арно Д’Юссо и Джулиан Зимет черпали вдохновение из того же рассказа Джона В. Кэмпбелла, коим десятилетием позже руководствовался при постановке «Нечто» знаменитый хоррормейкер Джон Карпентер. Разве что действие ленты происходит не в заснеженной арктической пустыне, а в мчащемся на всех парах транссибирском экспрессе. Начавшись как типичный викторианский детектив, картина затем резко преображается в захватывающий триллер, а под конец превращается в научно-фантастический хоррор с элементами боевика. Подобное смешение жанров отнюдь не помешало испанцу Эухенио Мартину снять лучший в своей карьере фильм и легко переплюнуть по накалу страстей и количеству трупов Агату Кристи с ее классическим «Убийством в Восточном экспрессе».

Несмотря на кажущийся визуальный минимализм и камерность, а лента, напомню, вышла на экраны в начале семидесятых, «Поезд ужасов» предстает на фоне тогдашних жутиков чуть ли не блокбастером. Этому способствует не только искусная работа гримеров, хотя главный злодей и смахивает на орангутанга с лицом полусгнившего мертвеца, но и звездный состав участников этого международного проекта, куда вошли тогдашние эксперты жанра — Кристофер Ли, Питер Кушинг, Альберто де Мендоса и неожиданно затесавшийся в их ряды Телли Савалас. Что, в свою очередь, выгодно отличает работу Мартина от мрачно-депрессивных картин своих итальянских коллег, будь то Дарио Ардженто, исповедовавший в своем раннем творчестве культ мистики и крови, или Лучио Фульчи, давящий видеорядом больше не на психику зрителя, а на его желудок. Выскользнув из цепких объятий жанровых клише и моды на кровавые и загадочные триллеры, испанский режиссер убил одним выстрелом двух условных зайцев. Он сумел не только напугать аудиторию излишними подробностями вскрытия мертвого тела, но и увлекательно рассказать историю, больше тяготеющую к фантастике, нежели ужастикам.

Как и всякий флик, реставрирующий на экране дела давно минувших дней, «Поезд ужасов» не обошелся без киноусловностей и ляпов. Учитывая, что события фильма мельком связаны с транссибирской магистралью и наводнившими Пекин русскими, персонаж Кристофера Ли, несмотря на свое британское происхождение, почему-то носит кудрявую папаху. В поезде ученый знакомится с польской графиней, а также неадекватным священником с «распространенной» славянской фамилией Пужардов: первая сетует на то, что англичане некогда подтолкнули ее родину на союз с ненавистными русскими, а второй демонстрирует классическое православие головного мозга, хотя и не гнушается в нужный момент предать все человечество разом. Но все эти мелочи забываются, когда в кадре с ухмылкой гестаповского офицера появляется атаман Казан в исполнении Телли Саваласа. Западный зритель всю эту «развесистую клюкву» скушал и не обляпался, а нам явно не хватило в поезде цыганского табора и танцующего по вагонам медведя в красном кушаке.

Являясь первой ласточкой целого поколения ярких и самобытных фантастических ужастиков 70−80-х годов, лента испанца Мартина как бы мимоходом сталкивает лбами религию и науку, невежество и просветительство, технологии и «народную мудрость». С одной стороны прогрессивное человечество — ученые, врачи, исследователи и русский граф, перевозящий в сейфе багажного отделения слиток инновационного металла, подозрительно смахивающий на давно и успешно получаемый в промышленных масштабах алюминий. С другой — серая пассажирская биомасса, озабоченная выпущенным из сосуда злым джинном, да вездесущий монах Пужардов, в любом событии видящий признаки грядущего Армагеддона. Тем не менее авторов больше волнует развлекательная сторона процесса, поэтому ныкающий по тамбурам мохнатый австралопитек с видимым удовольствием кипятит своим огненным взглядом мозги каждому, кто этими мозгами пользуется. Истинная причина его настырности раскроется, как водится в хороших детективах, только в самом конце, хотя загадка была более многообещающей, нежели разгадка.

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 11:11 03.11.2017 Forthis.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Паркетная доска – гарантия долголетия напольного п

Паркетная доска – гарантия долголетия напольного покрытия    Паркет состоит из трехслойного покрытия, верхний слой которого изготовлен, из ценных пород дерева, остальные же два ...

Кто завоевал титул "Мисс "Спартак-Москва" - 2014"?

12 мая 2014 г. в Москве состоялся финал Всероссийского конкурса «Мисс „Спартак-Москва“ — 2014». Компания Herbalife, официальный партнер по питанию лег...

Направления жизни. К чему стремиться?

Человек сам выбирает направление своей жизни, даже когда считает, что ничего не выбирает. В статье метафорическое описание возможных ролей, которые определяют направление – к чему стремиться? Каждый ч...

Кредиты в интернет сети. Что может служить препятс

Взять кредит для обычного обывателя представляется почему-то весьма трудным. Некоторые люди предпочтительнее берут деньги в займы у приятелей либо родственников, трепетно готовя плацдарм для затруднит...

Развивая портал:

Наш веб-сайт сделан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал комфортным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.

© 2021 Информационный портал - forthis.ru

Ремонт и Строительство Культура Товары и услуги Психология Бизнес и Финансы Медицина и здоровье Мир вокруг нас Дом и квартира Hi-Tech Тема Рецепты Интимная тема


Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+