Горы Воронежской области - какие они? Часть 4
Следующая длительная остановка — большой пещерный комплекс, расположенный между деревнями Переезжее и Колыбелка, что находятся в Лискинском районе.
Выехав из Лисок и перебравшись через Дон, до пещер можно проехать и по грунтовке — через Залужное, далее — Никольское, Щучье, Переезжее. Но такой путь возможен, если вы передвигаетесь на внедорожнике. Ведь по пути будут не только грязь, но и ямы, где машина с низким дорожным просветом окажется бессильной.
Если острые ощущения — не для вас, есть смысл по более длинной, но асфальтовой дороге доехать до Щучьего, а уж затем по местному просёлку добраться до пещер. Кстати, грунтовка от Щучьего до Колыбелки настолько плотная, что не размокает в дожди. Проверено лично. Поэтому деревенские гоняют тут беспрепятственно, на иных участках — до 70 километров в час!
Чтобы отыскать подземелья, придётся потрудиться. Расположены они внутри одиночной горы, на которой нынче размещён сваренный из труб православный крест. Это практически середина участка между Переезжим и Колыбелкой. Можно попасть в пещеры и снизу — туда ведёт тропинка, правда, не очень заметная.
Щучинские пещеры — вторые по величине после Белогорских, о которых будет рассказано далее. Общая протяжённость здешних подземелий — не менее пятисот метров, и расположены они на трёх уровнях. Но удивляет не только это. Где ещё можно пощупать старую кирпичную кладку, поддерживающую один из меловых сводов? Где ещё под землёй расположен трёхметровый деревянный крест в одной из расщелин? Где ещё сохранились массивные меловые столбы, поддерживающие своды подземного храма? Где вы можете спуститься на нижний этаж и увидеть чистые стены и потолок, без обязательных идиотских надписей и мусора? А в самом низу в стенах остались гвозди с висящими на них лампадками 50-х годов ХХ столетия! Как раз в это время и разрушали пещеры, о чём будет рассказано далее.
История щучинских пещер ведёт свой отсчёт с 1795 года. С этого момента в здешних глухих местах, которые, к слову сказать, и сейчас не очень-то обжиты, стали прятаться от помещиков беглые крестьяне. Не хотелось простому народу на местных самодуров горбатиться. Беглецы стали вырубать пещеры, дабы найти их и пристроить к какому-нибудь господину стало ещё сложнее.
После отмены крепостного права скрываться стало уже не с руки. Теперь местные жители, естественно, прекрасно осведомлённые о подземельях, приспособили их для своих духовных нужд. Зачем, если в соседней Колыбелке располагался православный храм? Сложно сказать. Наверное, хотелось иметь под боком что-то вроде второго Дивногорья или Белогорья.
После революции место пришло в запустение. Однако у большевиков руки до полного разорения пещер так и не дошли. Они в это время обычные церкви взрывали. Так поступили и с храмом в Колыбелке.
Во время войны здесь шли ожесточённые бои на так называемом Щучинском плацдарме. Следы этих сражений можно до сих пор встретить в окрестностях в виде осколков, гильз, колючей проволоки и полусгнивших военных ящиков. Но вот ведь как получилось — пещеры в ходе боевых действий ничуть не пострадали! Чего не скажешь о каменоломнях в Титчихе, о чём сообщалось ранее.
После войны местные жители стали тайно посещать пещеры для молитв. Православный храм в Колыбелке к тому времени не функционировал. Прознав про это, районные (лискинские) власти испросили разрешения взорвать пещеры. Положительный ответ из Воронежа пришёл незамедлительно, буквально через день.
Однако по промыслу Божьему эта акция прошла из рук вон плохо. То есть в результате взрыва ходы завалило, и случились некоторые внутренние разрушения, но, на мой взгляд (мне довелось посетить два десятка пещер), — малозначительные. К тому же, худа без добра не бывает. В результате действия властей доступ людей в пещеры прекратился почти на двадцать лет. Это, как вы понимаете, способствовало сохранению уникального подземного комплекса.
В 1976 году в пещеры проникли исследователи из Куйбышева (сейчас Самара). По этому поводу они оставили надпись на стене. Однако здешняя местность такова, что вплоть до 2010 года входы регулярно засыпало меловой крошкой после таяния снега. И лишь три года назад один из входов удалось значительно расчистить и укрепить, и теперь попадать внутрь стало значительно безопаснее.
В общем, про местные пещеры можно ещё говорить и говорить. А также про близлежащие холмы, овраги, обрывы и лес. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Продолжение следует…