Как научиться понимать современное искусство?

Вопрос, является ли contemporary art искусством, уже несколько десятилетий не теряет актуальности. Но можно ли оценивать искусство постмодерна исходя из классической трактовки понятия «искусства»?

Когда речь идет о современном искусстве, мнения очень многих сходятся — это чушь и бездарность. Люди, которым направление визуального искусства эпохи постмодерна (оно же contemporary art) интересно — остаются в подавляющем меньшинстве.

Конечно, современное искусство породило и много откровенной посредственности — как и любая другая эпоха, просто постмодерн ещё слишком молод, чтобы время отсеяло явную халтуру. Но ведь мы не переносим ощущение от одной неприятной нам картины на всю живопись, или же на всё направление, стиль. В то же время contemporary art у многих вызывает отторжение и неприятие как таковое.

Мы, воспитанные на искусстве «классическом», ждем от любого искусства определенной эстетики, ведь сама суть такого искусства — в поиске «идеала», стремлению к прекрасному. Мы получаем эстетическое удовольствие от одухотворенности лиц античной скульптуры, пририсованных до мелочей гравюр Дюрера, от заманчивой расплывчатости Ренуара. Смысл традиционного искусства — совершенно чуждый эпохе постмодерна, это созерцание. Мы привыкли к тому, что цель картины, скульптуры, иного арт-объекта — это доставить нам эстетическое удовольствие. И здесь действительно возникает вопрос — что эстетичного может быть в пластиковых петушках в траве, комнате, заполненной плотным искусственным туманом, или же в голубе в формалине? Эстетики здесь и правда мало. Но является ли это его недостатком, либо же оно просто преследует иную цель?

Задача искусства постмодерна, того, что мы объединяем в contemporary art — это столкнуть арт-потребителя с той или иной проблемой социального, политического, духовного или личного характера, заставить задуматься, осознать и прочувствовать проблему. При этом форма может как соответствовать понятию об эстетике, так и полностью ей противоречить. Главный его смысл — не в самом произведении, а в том, кто его воспринимает — в реакции зрителя, его эмоции. Современное искусство отходит от категории «прекрасного», характерной для искусства «классического» — постмодерн — это размышление, поиск и познание.

Для современного искусства не существует отстраненного зрителя — зритель вовлекается в проект, становится частью арт-пространства. Кстати, отсюда — распространенность инсталляций, игры с пространством, превращение пространства в неотъемлемую часть арт-проекта. При этом для contemporary art первична именно идея, а качество формы — уже вторично. Несовершенный мазок в постмодерне не влияет на ценность произведения, если качественно транслирует заложенную идею.

Да, в силу неоднородности современного искусства здесь и правда не всегда просто отличить действительно интересный проект от совершенно пустых проектов самовлюблённых «псевдохудожников», актов самопиара, спекуляций и паразитирования на проблемах общества, или же просто функционерских объектов, созданных исключительно с целью дележки очередного гранта. Но очень часто негатив публики по отношению к современному искусству объясняется не его порочностью, а несоответствием нашим ожиданиям, связанным с пониманием искусства исключительно как категории эстетики.

Поэтому современное искусство требует от своего потребителя совершенно иного, нежели традиционное, восприятия. Для того чтобы понять современное искусство, нужно просто перестать ждать от него эстетики, не оценивать с точки зрения совершенства визуальной передачи образа, а попытаться услышать информационно-эмоциональный посыл автора арт-объекта. Отличать достойные произведения от мусора можно научиться, совместив регулярное посещение различных выставок, биенале, арт-проектов и чтение специализированной литературы и каталогов.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: