Комедия «Муравьи в штанах» (2000). Немцы на пирожковой диете?

Наблюдали за птичками? Стоит сообразительному воробышку обнаружить беспризорный кусочек черствого хлеба, как тут же вокруг собирается толпа друзей менее шустрых, но столь же алчущих. С кинематографом та же беда: не успеете вы поделиться с миром свежей идеей, как ее растащат на цитаты, а ваше творение похоронят под кучей клонов с аналогичным сюжетом и моралью. Это только так говорят, что художник должен оставаться голодным, на самом деле на пустой желудок тянет не к искусству, а к холодильнику.

История, подобная этой, приключилась с известной молодежной комедией «Американский пирог». В восьмидесятых жанр успел не только расцвести, но и зачахнуть, в результате чего поколение подростков 90-х осталось без своих «Заведений Порки», «Горячей жевательной резинки» и «Мальчишников». И уже под самый занавес десятилетия братья-режиссеры Пол и Крис Вайц напомнили Америке, что война войной, а тинэйджеров все равно заботит не ситуация на Уолл-Стрит и не сводки с полей битвы, а противоположный пол и все, что с ним связано. Легкая и местами трогательная, но не лишенная свойственных жанру шуточек на грани фола лента внезапно стала хитом года, породила кучу сиквелов, а также подстегнула не только местных голливудских продюсеров, но и европейских киношников на создание аналогичных комедий про первые сексуальные опыты. Одной из которых и стала хулиганская подростковая картина под названием «Муравьи в штанах» производства Германии.

В одно прекрасное утро Флориан (для друзей — просто Фло) неожиданно выяснил, что его половой орган намерен покачать права. Это как «ходишь в школу, ходишь в школу, а тут бац — вторая смена». Резкое взросление сорвало парнишке голову: настырный голосок «младшего товарища» постоянно зудит в голове, а вместо домашних заданий и игр Фло теперь думает только о попках, сиськах и о том, как бы затащить в койку красавицу Леони, чей нынешний хахаль Кай имеет привычку макать своих соперников головой в унитаз. Половозрелость наступила быстро, и теперь юноше придется в рекордные сроки, а свидание с девушкой мечты уже в пятницу, освоить теорию и практику, иначе, как пить дать, он облажается в самый ответственный момент. На помощь призвана тяжелая артиллерия — «Кама сутра», госпожа Ваня из службы «секс по телефону», а также крутой чувак Руди по кличке «Ред булл», чьи всеобъемлющие познания в заданной области уж точно помогут другу побыстрее расстаться с девственностью.

Следовало ожидать, что невероятный успех «Пирога» породит массу подражаний. Он и породил, причем в самих США уже в том же году на канале MTV был спешно запущен телесериал «Факультет», а в начале нулевых в прокат вышли фильмы «Дорожное приключение», «Король вечеринок» и «Мартовские коты» — все, в той или иной мере, посвященные сексуальным проблемам старшеклассников и студентов. Что касается Европы, то здесь, как ни странно, быстрее всех подсуетились немцы, чьи «Муравьи в штанах» и «Девочки сверху» сумели потеснить в родном кинопрокате забугорные ленты. Несмотря на то, что местечковый колорит в этих комедиях практически отсутствует, а сюжеты весьма схожи с голливудскими, немецкий зритель предпочел продукт отечественного производства и обеспечил лентам Марка Ротемунда и Денниса Ганзеля достойные кассовые результаты.

Хоть «Муравьи» и сняты на стыке столетий, по сути, это типичный продукт девяностых, когда мода на диско и сумасшедшие прически-прикиды уже отошла, а всемирная компьютеризация и «мобилизация» еще находились в зачаточном состоянии. Главные герои уже не щеголяют в кожаных куртках с заклепками, а носят удобную, полуспортивную одежду и предпочитают слушать хип-хоп, нежели выкидывать коленца под мелодии Bee Gees. В то же время, эти мальчики и девочки еще живут в реальном мире, понятия не имеют о существовании айфонов, фейсбуков и вотсапов. С точки зрения дня сегодняшнего — типичное ретро, хотя сама проблема актуальна и по-прежнему волнует абсолютное большинство подростков больше, нежели самые крутые гаджеты.

По стилю — тот же «Американский пирог», только с меньшим количеством действующих лиц. Ботаник Фло отлично дополняет своего боевого товарища «Ред булла», а сумасшедшая энергетика последнего — ничуть не хуже бешеной экспрессии Стифлера. К сожалению, на этом колоритные персонажи и заканчиваются, так что выходки Руди — это, по сути, единственная причина, по которой «Муравьи» не стали еще одним унылым клоном. Аксель Штайн, безусловно, тащит на себе весь фильм, не говоря уже о том, что ему приходится вечно подталкивать своего приятеля. Не исключено, что формула «худой ботан — крутой жирдяй» позднее была арендована создателями другого молодежного хита — комедии «Superперцы».

Странно и то, что немцы не пошли на ужесточение материала, а сняли довольно лиричную и на удивление не слишком пошлую ленту, где если и присутствуют скользкие шутки, то исключительно по делу, а не ради демонстрации «горяченького». Тот же «Пирог», да и последовавшие годом спустя «Девочки сверху» предназначены для аудитории 16+, в то время как «Муравьи в штанах», несмотря на «грязные» разговоры и провокационные намеки, все же остались в рамках приличий и школьного рейтинга «от 12 и старше».

Разнузданность и забористость восьмидесятых уступили место поистине ханжескому видеоряду, а традиционные для более ранних молодежных комедий жанровые клише (вечеринка — девки — пойло) сменились простой и понятной подростковой романтикой — первый поцелуй, прогулки при луне и разногласия с родителями. Теперь, чтобы завоевать девушку своей мечты, не нужно практиковаться на хлебобулочных изделиях. Достаточно оглядеться вокруг, возможно, настоящая любовь находится ближе, чем мы думаем, хотя и стрижется под мальчика и не обладает пятым размером бюста.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: