Комедия «Школа стюардесс» (1986). Что важнее - девушки или самолеты?
Комедия сценариста и режиссера Кена Бланкато относится к тому периоду жизни голливудского кинематографа, когда результаты проката в кинотеатрах уже перестали играть роль однозначного мерила успешности, а Интернет и торренты еще даже на бумаге не обозначились. Многие фильмы, особенно те, что изначально на многое не претендовали, обретали вторую жизнь на полках видеопроката, в связи с чем каждый, даже самый бессовестный копипастер, мог рассчитывать на то, что его скромное творение окупится.
Когда очередной клиент заглядывал в магазин, он первый делом спрашивал: «Знаете, „Полицейскую академию“ я уже видел. А есть что-нибудь в том же духе?» Разумеется, есть, и счастливый киноман уходил с кассетой какой-нибудь «Академии нравов», «Академии ниндзя» или, например, «Школы стюардесс» под мышкой. И, что характерно, редко оставался обиженным.
…У закадычных приятелей Джорджа и Фило несчастье: их завалили на экзамене в летном училище. А все потому, что Джордж был так озабочен предстоящей коктейльной вечеринкой, что забыл о мерах предосторожности. И пускай на этот раз пострадал нарисованный в компьютерном тренажере Лос-Анджелес, теперь парням придется забыть о завтраках в Риме и ужинах в Париже. Лазейка, правда, осталась, ведь по соседству идет набор в школу стюардесс. Выгода и впрямь двойная: ответственности за чужие жизни куда меньше, а красивых цыпочек вокруг — на порядок больше.
Однако бесплатный сыр и здесь окажется несладок. Оказывается, чтобы стать образцовым стюардом, придется и на кроссах попотеть, и правила безопасности на борту выучить назубок, и быть готовым выполнить любые прихоти пассажиров, а последние так и норовят потрепать нервы и вывести из равновесия.
Кен Бланкато — из тех режиссеров-однодневок, которые пришли из ниоткуда и удалились в никуда, оставив после себя один-единственный фильм. Не судьба нам оценить личность постановщика в разрезе его фильмографии, хотя фамилия создателя «Школы стюардесс» все-таки всплыла на поверхность спустя 27 лет в связи с продюсированием драмы «Воровка книг». Впрочем, и то, что он оставил потомкам, всемирным наследием не назовешь, хотя в эпоху VHS лента эта пользовалась спросом у первых российских посетителей видеосалонов. Хотя бы потому, что после засмотренной до дыр «Полицейской академии» и ее многочисленных сиквелов хотелось чего-то свеженького.
В случае с лентой Бланкато уместно оперировать понятиями «оригинал» и «копия», ибо редко когда ленты со схожей тематикой и жанром так сильно похожи друг на дружку по всем аспектам, начиная от сюжета и заканчивая стилем подачи материала. Так вот, копия проигрывает оригиналу практически во всем, однако, как это ни странно, является вполне смотрибельной картиной, а уж на фоне современных сортирных паноптикумов — так и вовсе выглядит чуть ли не образцом для подражания, что уже само по себе звучит забавно. Что делает своеобразную честь режиссеру-сценаристу, потому как, оказывается, даже слизать чужую идею можно плохо, а можно и со знанием дела.
Принцип действа и суть комедийности «Школы стюардесс» будут отлично понятны тем, кто видел «первоисточник». В академию стюардов набирается разное отребье (по какой-такой причине, не объясняется), по стандартам отрасли ну никак не подходящее на роль будущих улыбчивых бортпроводников и бортпроводниц. Тут вам и проститутка, и байкерша, и толстуха, и девушка с синдромом невезучести а-ля Пьер Ришар, а также суровая рестлинг-герл и пара неудачников, выпертых из кабины самолета. Как и ожидалось, все эти раздолбаи, маргиналы и прочие профнепригодные личности в процессе месячного обучения сплачиваются в дружную команду изгоев и, совместно противостоя нападкам жестких преподавателей, успешно сдают экзамен, получая путевку в жизнь. Будущее этой группы товарищей нам доподлинно неизвестно, ибо сам вдохновитель проекта, как уже было сказано, исчез из поля зрения, а его коллеги на сиквел не замахнулись, посчитав дальнейшее муссирование темы бесперспективным.
Несмотря на отсутствие явных лидеров в этой разношерстной компании, в целом, подбор актеров оставляет приятное впечатление, ибо здесь нет очевидно недоигрывающих-переигрывающих субъектов, чувствуется определенный профессионализм и энтузиазм. Да, проекту явно не хватило харизмы Стива Гуттенберга, Ким Кэтролл, Буббы Смита, Майкла Уинслоу и Джорджа Гейнса, благодаря коим «Полицейская академия» и стала хитом на все времена, породив одну из самых долгоиграющих франшиз в своем нелегком жанре.
Однако не будем списывать все на бесталанность исполнителей, благо, что и гэги/скетчи «Школы» явно уступают оригиналу, ибо авторы с учетом преобладания симпатичных женщин в кадре все-таки не удержались от перекоса в пошлости, из-за чего некоторые эпизоды (например, сцена успокоения нервного пассажира в финале фильма) выпали из рамок приличия, обеспечив фильму уверенный рейтинг «18+». Слава богу, даже скабрезные шутки поданы без лишнего эпатажа, больше намеками, чем тупой демонстрацией, так что откровенного отторжения не вызывают. Чего, к примеру, не скажешь о поздних лентах популярного дуэта братьев Фарелли, которые никогда не стеснялись вываливать в кадр «причину» юмора.
Так уж вышло, что «Школа стюардесс» пропала из эфира вместе с закрытием стихийных видеоточек, тем самым уйдя на дно вместе с эпохой, которая ее породила. О ленте вспомнили спустя многие года на одном из популярных развлекательных телеканалов, где и создали более-менее адекватный перевод, заменивший прежнюю «гнусавую» дорожку (кстати, вполне терпимого качества). Да и своей актуальности картина за без малого три десятилетия не растеряла, смотрится по-прежнему легко и ненапряжно, хотя и не претендует на что-то большее, нежели одноразовая комедия на пятничный вечер.