«Поезд ужасов» (1972). Геноцид в транссибирском экспрессе?

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки. Кинорецензия на фильм «Поезд ужасов» (Horror Express, 1972).

В начале ХХ века, в богом забытых землях английский антрополог Александр Сэкстон наткнулся в глубокой пещере на неплохо сохранившиеся останки древнего человека. Будучи убежденным дарвинистом, ученый надеется этой находкой окончательно развеять сомнения коллег в теории эволюции. Однако обледеневший неандерталец не стал дожидаться дискуссий и дебатов в свою честь и по пути из Пекина в Европу покинул багажное отделение поезда, по ходу дела прижучив насмерть кондуктора.

Под мерный стук колес гибнут люди и разворачиваются нешуточные страсти. Сэкстон, заручившись поддержкой своего соотечественника — доктора Уэллса — и инспектора Мирова, начинает охоту на разбушевавшегося монстра, нарушившего покой мирно почивающей в своих купе буржуазии.

Не исключено, что сценаристы фильма Арно Д’Юссо и Джулиан Зимет черпали вдохновение из того же рассказа Джона В. Кэмпбелла, коим десятилетием позже руководствовался при постановке «Нечто» знаменитый хоррормейкер Джон Карпентер. Разве что действие ленты происходит не в заснеженной арктической пустыне, а в мчащемся на всех парах транссибирском экспрессе. Начавшись как типичный викторианский детектив, картина затем резко преображается в захватывающий триллер, а под конец превращается в научно-фантастический хоррор с элементами боевика. Подобное смешение жанров отнюдь не помешало испанцу Эухенио Мартину снять лучший в своей карьере фильм и легко переплюнуть по накалу страстей и количеству трупов Агату Кристи с ее классическим «Убийством в Восточном экспрессе».

Несмотря на кажущийся визуальный минимализм и камерность, а лента, напомню, вышла на экраны в начале семидесятых, «Поезд ужасов» предстает на фоне тогдашних жутиков чуть ли не блокбастером. Этому способствует не только искусная работа гримеров, хотя главный злодей и смахивает на орангутанга с лицом полусгнившего мертвеца, но и звездный состав участников этого международного проекта, куда вошли тогдашние эксперты жанра — Кристофер Ли, Питер Кушинг, Альберто де Мендоса и неожиданно затесавшийся в их ряды Телли Савалас. Что, в свою очередь, выгодно отличает работу Мартина от мрачно-депрессивных картин своих итальянских коллег, будь то Дарио Ардженто, исповедовавший в своем раннем творчестве культ мистики и крови, или Лучио Фульчи, давящий видеорядом больше не на психику зрителя, а на его желудок. Выскользнув из цепких объятий жанровых клише и моды на кровавые и загадочные триллеры, испанский режиссер убил одним выстрелом двух условных зайцев. Он сумел не только напугать аудиторию излишними подробностями вскрытия мертвого тела, но и увлекательно рассказать историю, больше тяготеющую к фантастике, нежели ужастикам.

Как и всякий флик, реставрирующий на экране дела давно минувших дней, «Поезд ужасов» не обошелся без киноусловностей и ляпов. Учитывая, что события фильма мельком связаны с транссибирской магистралью и наводнившими Пекин русскими, персонаж Кристофера Ли, несмотря на свое британское происхождение, почему-то носит кудрявую папаху. В поезде ученый знакомится с польской графиней, а также неадекватным священником с «распространенной» славянской фамилией Пужардов: первая сетует на то, что англичане некогда подтолкнули ее родину на союз с ненавистными русскими, а второй демонстрирует классическое православие головного мозга, хотя и не гнушается в нужный момент предать все человечество разом. Но все эти мелочи забываются, когда в кадре с ухмылкой гестаповского офицера появляется атаман Казан в исполнении Телли Саваласа. Западный зритель всю эту «развесистую клюкву» скушал и не обляпался, а нам явно не хватило в поезде цыганского табора и танцующего по вагонам медведя в красном кушаке.

Являясь первой ласточкой целого поколения ярких и самобытных фантастических ужастиков 70−80-х годов, лента испанца Мартина как бы мимоходом сталкивает лбами религию и науку, невежество и просветительство, технологии и «народную мудрость». С одной стороны прогрессивное человечество — ученые, врачи, исследователи и русский граф, перевозящий в сейфе багажного отделения слиток инновационного металла, подозрительно смахивающий на давно и успешно получаемый в промышленных масштабах алюминий. С другой — серая пассажирская биомасса, озабоченная выпущенным из сосуда злым джинном, да вездесущий монах Пужардов, в любом событии видящий признаки грядущего Армагеддона. Тем не менее авторов больше волнует развлекательная сторона процесса, поэтому ныкающий по тамбурам мохнатый австралопитек с видимым удовольствием кипятит своим огненным взглядом мозги каждому, кто этими мозгами пользуется. Истинная причина его настырности раскроется, как водится в хороших детективах, только в самом конце, хотя загадка была более многообещающей, нежели разгадка.

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки.


11:11 03.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Может заинтересовать

Модная музыка – что это значит?

Многие в современном обществе просто не представляют свою жизнь без музыки. Ведь она окружает нас ве...

Вкусные рецепты: салатик "Стружка", Izis

салатик "Стружка"Листья салата пошинковать свеклу натереть на крупной тёрке смешать в чашке, добавит...

Как сделать первый шаг к цели?

Почему прямой путь не всегда приводит к желаемому? Какой путь будет более приятным и эффективным? Ес...

Правила покупки чернил для принтера

Несмотря на то, что в последнее время стоимость принтеров значительно снизилась, и даже самый малень...

Будущее компьютерных игр: эволюция или деградация?

Компьютерные игры становятся все дороже, красивее и масштабнее. Но есть ли изменение качественн...

Состав современной POS-системы для автоматизации с

Одним направлений развития современной компьютерной техники стала разработка и производство POS-терм...

Перепланировка помещений для бизнеса

Любое дело или бизнес непременно нуждаются в производственных, торговых или офисных площадях, речь, ...

Чем интересен баобаб?

Баобаб — одно из редких деревьев, чья небольшая высота (не более 20 метров) совсем не соо...

И все же у нас есть стремление к порядку

Каждый день езжу на трамвае от станции метро  Новочеркасская, в начале прошлого года с весны...

Первый шаг к созданию бренда!

На сегодняшнем рынке существует множество организаций. Несомненно, что одной из основ долговременной...



О информационном портале:

Наш веб-сайт сделан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал комфортным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.