«Поезд ужасов» (1972). Геноцид в транссибирском экспрессе?

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки. Кинорецензия на фильм «Поезд ужасов» (Horror Express, 1972).

В начале ХХ века, в богом забытых землях английский антрополог Александр Сэкстон наткнулся в глубокой пещере на неплохо сохранившиеся останки древнего человека. Будучи убежденным дарвинистом, ученый надеется этой находкой окончательно развеять сомнения коллег в теории эволюции. Однако обледеневший неандерталец не стал дожидаться дискуссий и дебатов в свою честь и по пути из Пекина в Европу покинул багажное отделение поезда, по ходу дела прижучив насмерть кондуктора.

Под мерный стук колес гибнут люди и разворачиваются нешуточные страсти. Сэкстон, заручившись поддержкой своего соотечественника — доктора Уэллса — и инспектора Мирова, начинает охоту на разбушевавшегося монстра, нарушившего покой мирно почивающей в своих купе буржуазии.

Не исключено, что сценаристы фильма Арно Д’Юссо и Джулиан Зимет черпали вдохновение из того же рассказа Джона В. Кэмпбелла, коим десятилетием позже руководствовался при постановке «Нечто» знаменитый хоррормейкер Джон Карпентер. Разве что действие ленты происходит не в заснеженной арктической пустыне, а в мчащемся на всех парах транссибирском экспрессе. Начавшись как типичный викторианский детектив, картина затем резко преображается в захватывающий триллер, а под конец превращается в научно-фантастический хоррор с элементами боевика. Подобное смешение жанров отнюдь не помешало испанцу Эухенио Мартину снять лучший в своей карьере фильм и легко переплюнуть по накалу страстей и количеству трупов Агату Кристи с ее классическим «Убийством в Восточном экспрессе».

Несмотря на кажущийся визуальный минимализм и камерность, а лента, напомню, вышла на экраны в начале семидесятых, «Поезд ужасов» предстает на фоне тогдашних жутиков чуть ли не блокбастером. Этому способствует не только искусная работа гримеров, хотя главный злодей и смахивает на орангутанга с лицом полусгнившего мертвеца, но и звездный состав участников этого международного проекта, куда вошли тогдашние эксперты жанра — Кристофер Ли, Питер Кушинг, Альберто де Мендоса и неожиданно затесавшийся в их ряды Телли Савалас. Что, в свою очередь, выгодно отличает работу Мартина от мрачно-депрессивных картин своих итальянских коллег, будь то Дарио Ардженто, исповедовавший в своем раннем творчестве культ мистики и крови, или Лучио Фульчи, давящий видеорядом больше не на психику зрителя, а на его желудок. Выскользнув из цепких объятий жанровых клише и моды на кровавые и загадочные триллеры, испанский режиссер убил одним выстрелом двух условных зайцев. Он сумел не только напугать аудиторию излишними подробностями вскрытия мертвого тела, но и увлекательно рассказать историю, больше тяготеющую к фантастике, нежели ужастикам.

Как и всякий флик, реставрирующий на экране дела давно минувших дней, «Поезд ужасов» не обошелся без киноусловностей и ляпов. Учитывая, что события фильма мельком связаны с транссибирской магистралью и наводнившими Пекин русскими, персонаж Кристофера Ли, несмотря на свое британское происхождение, почему-то носит кудрявую папаху. В поезде ученый знакомится с польской графиней, а также неадекватным священником с «распространенной» славянской фамилией Пужардов: первая сетует на то, что англичане некогда подтолкнули ее родину на союз с ненавистными русскими, а второй демонстрирует классическое православие головного мозга, хотя и не гнушается в нужный момент предать все человечество разом. Но все эти мелочи забываются, когда в кадре с ухмылкой гестаповского офицера появляется атаман Казан в исполнении Телли Саваласа. Западный зритель всю эту «развесистую клюкву» скушал и не обляпался, а нам явно не хватило в поезде цыганского табора и танцующего по вагонам медведя в красном кушаке.

Являясь первой ласточкой целого поколения ярких и самобытных фантастических ужастиков 70−80-х годов, лента испанца Мартина как бы мимоходом сталкивает лбами религию и науку, невежество и просветительство, технологии и «народную мудрость». С одной стороны прогрессивное человечество — ученые, врачи, исследователи и русский граф, перевозящий в сейфе багажного отделения слиток инновационного металла, подозрительно смахивающий на давно и успешно получаемый в промышленных масштабах алюминий. С другой — серая пассажирская биомасса, озабоченная выпущенным из сосуда злым джинном, да вездесущий монах Пужардов, в любом событии видящий признаки грядущего Армагеддона. Тем не менее авторов больше волнует развлекательная сторона процесса, поэтому ныкающий по тамбурам мохнатый австралопитек с видимым удовольствием кипятит своим огненным взглядом мозги каждому, кто этими мозгами пользуется. Истинная причина его настырности раскроется, как водится в хороших детективах, только в самом конце, хотя загадка была более многообещающей, нежели разгадка.

Формально «Поезду ужасов» ничто не предвещало успехов, тем более что картина неожиданно провалилась в прокате на родине испанца Эухенио. Однако в семидесятых фильм приглядели для себя телевизионщики и так раскрутили за десятилетие непрерывной ротации на голубых экранах, что лента незаметно для себя обрела статус культовой страшилки.


11:11 03.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Может заинтересовать

Шанти от Школы Драматического Искусства. В чем скр

Школа Драматического Искусства (ШДИ) совместно с индийским театром танца «Таранг» предст...

Как сделать красивый макияж для зеленых глаз?

Зеленый цвет глаз встречается намного реже, чем голубой или карий. Поэтому с давних пор он привлекал...

Можно ли победить страх без войны с собой?

Воевать с собой можно, иногда - нужно. Только если это делать долго и безрезультатно, то будет беско...

Список действенных методов ликвидации варикозной б

В Российской Федерации более тридцати восьми млн. людей страдают разными формами варикозных изменени...

Момордика. Как вырастить, в каком виде есть и чем

Буйно растущая лиана с яркими «нездешними» плодами сразу вызывает восхищение и недоуменн...

Как выжить в большом городе?

Где вы родились? В маленькой уютной деревушке? В провинциальном городке, где практически нет незнако...

О кинофильме Андрея Звягинцева

О кинофильме Андрея Звягинцева много сочиняли и заявляли. К слову, отклики имелись всяческими: с диф...

Аллергический ринит. Кого не радуют теплые деньки?

Далеко не всех из нас радует наступление теплых, солнечных дней. Для многих этот период тесно связан...

Можно ли научиться на чужих ошибках?

«Умные люди учатся на чужих ошибках», — утверждает народная мудрость, которая...

Когда закончится кризис? Взгляд изнутри

В ситуации полной неопределенности люди хотят сохранить свои деньги и справедливо опасаются, что вся...



Новости развития информационнного портала:

Наш веб-сайт сделан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал комфортным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.