Что Вы должны знать о неврологическом осмотре

Начну с того, что к неврологу Вы можете попасть в двух случаях, при самостоятельном Вашем обращении или по направлению других специалистов, но в обоих случаях Вы должны себя вести одинаково (я не беру в рассмотрение случаи экстренных ситуаций: потеря сознания, инсульты, тяжелые травмы и т.д., а также те случаи, когда Вы проходите «медицинскую комиссию», в которую, как правило, входит и невролог, поскольку данные ситуации требуют отдельного рассмотрения).

И так, что «требуется» от Вас (от пациента) при посещении невролога:

Во-первых, это изложить «жалобы» (связанные с вашим здоровьем), причем предоставить «жалобы» не только, как Вам кажется, связаные с заболеванием нервной системы, а предоставить все имеющиеся «жалобы» (даже если Вас беспокоит нарушение менструальной функции или кашель). Это обусловлено тем, что, во-первых, пациент (без медицинского образования) не может знать, что имеет отношение к патологии нервной системы, а что нет, а, во-вторых, «жалобы» - это та составляющая обследования пациента (клинический осмотр), которые не имеют «видовой специфичности» и должны оцениваться в комплексе, после чего специалист («узкий») выделяет для себя те «жалобы», которые кажутся ему приоритетными для выявления возможного наличия у пациента патологии нервной системы и требуют дополнительного уточнения, с целью возможности понять суть Вашей проблемы (заболевания).

Во-вторых, не будет лишним, если Вы заранее продумаете, как буде излагать неврологу историю развития «Вашей болезни» или историю развития «каких-либо проблем, связанных с Вашим болезненным состоянием», к примеру, что могло спровоцировать начало заболевания, как оно протекало (и развивается), как менялись признаки (симптомы) заболевания, что их усиливало или ослабляло, какие проходили обследования (если таковые были) в связи с этим и какое получали лечение (если таковое имело место), было ли «похожее болезненное состояние» ранее, если да, то чем оно «похоже», а чем «отличается» и т.д.; ! необходимо помнить, что «лишней информации не бывает», вы должны излагать все то, что считаете нужным, а невролог выделит для себя наиболее значимую для себя информацию и постарается направить Ваше изложение в нужном для него направлении (если посчитает нужным применить такой прием в беседе с Вами).

В-третьих, заранее постараться вспомнить о тех событиях (если они связаны с Вашим здоровьем), которые имели место в Вашем прошлом и/или продолжаются по настоящий момент (например, хронические заболевания), но не имеют, как Вам кажется, отношение к данному заболеванию по поводу которого Вы пришли к неврологу в настоящий момент: заболевания, травмы, инфекции, прохождение каких-либо обследований (и их результаты – см. далее), лечебных процедур, в том числе принимаемые ранее лекарственные препараты и возможные осложнения вследствие их приема (независимо от того, имеет данная информация отношение к нервной системе или нет).

В-четвертых, предоставить (если имеются) заключения (результаты) проводившихся ранее «обследований» и лечения («выписки из больницы», «результаты рентгенографии», «заключения осмотра специалистом (например, гинеколога, окулиста) в каких-либо диагностических центрах» и т.д.; а также проинформировать невролога, о том, какие Вы в настоящий момент принимаете лекарственные средства (если принимаете) или применяете (если применяете) нелекарственные методы лечения (прогревание, массаж и др.). Информация о принимаемых лекарственных средствах может быть предоставлена вами по памяти, посредством записи на листке в виде списка (перечня) или непосредственно принеся все принимаемые лекарства из дома («упаковки от лекарств»).

Естественно, что если Вы не сможете предоставить неврологу всю ту информацию, о которой говорилось выше, Вас никто «ругать» не будет и от этого отношение к Вам со стороны невролога не измениться, но следует помнить, что от полноты предоставляемой Вами информации зависит результат осмотра и возможность в более короткий срок, без назначения дополнительных методов исследования (соответственно и без необходимости дополнительных финансовых затрат с Вашей стороны), вынести верное заключение (или поставить диагноз) и соответственно своевременно назначит необходимое дополнительное обследование, лечение или профилактические мероприятия. Теперь о том, что должен выполнить невролог при Вашем обращении к нему (еще раз хочу напомнить, что не рассматриваются те случаи, когда неврологический осмотр осуществляется по экстренным, неотложным, показаниям и в случае прохождения Вами «врачебной комиссии», поскольку в этих случаях существуют свои правила и особенности неврологического осмотра).

И так, при посещении невролога (в плановом порядке), он может:

Уточнить «цель Вашего визита». Конечно же, это не является «издевательством над Вами», поскольку и так понятно, что если человек обратился к врачу, то он либо болен и сам активно обратился за медицинской помощью, либо его направили на консультацию; но данное уточнение может лучше понять неврологу суть Вашей проблемы, поскольку некоторые пациенты, обращаются непосредственно для получения направления на то или иное обследование или выписки ему того или иного лекарственного препарата и в этих случаях невролог меняет тактику своего поведения, поскольку в данном случае необходимо настроить пациента на более полноценный контакт, начиная с изложения его жалоб и др. информации, о чем говорилось выше, что даст возможность неврологу получить представление о наличии у пациента той или иной патологии и возможности выполнения его просьб, а иногда и требований (и в зависимости от этого вести дальнейший прием).

Уточнить ваши «жалобы», историю настоящего заболевания, наличие других заболеваний, в том числе уточнить информацию об имевших в прошлом заболеваний, травмах, инфекций и т.д. (о чем говорилось Выше). Иными словами: невролог может задавать Вам вопросы, которые позволят ему получить более точные представление о полученной от Вас информации или позволят получить ту информацию, о которой Вы забыли или не посчитали нужным изложить.

Попросить Вас пригласить Вашего родственника (родственников, жену/мужа, детей и др.) с целью получения более полной информации, имеющей отношение к Вашему здоровью (часто к этому прибегают при наличии «проблем с памятью» у пациента или с целью выявления возможности получения пациентом каких-либо заболеваний или травм в период родов и/или в первые годы жизни – опрос матери пациента или отца, старших братьев или сестер), а также может попросить Вас рассказать ему о Ваших родственниках в отношении того чем они болели или болеют и др. (в ряде случаев это необходимо для определения наличия/отсутствия у Вас наследственного заболевания).

Осмотреть Вас «как терапевт» (то есть как врач общей практики): выслушать фонендоскопом/стетоскопом органы грудной клетки и живота (сердце, крупные сосуды легкие, перистальтика кишечника), выполнить пальпацию живота, пальпацию лимфатических узлов, измерить артериальное давление, частоту пульса и характер пульса на верхних и на нижних конечностях и др.

Невролог обязан:

Внимательно выслушать Вас при изложении Вами информации, необходимость изложения которой была рассмотрена выше. Но при этом он может тактично перебивать, останавливать Вас в Вашем повествовании – это в некоторых случаях делается для того, чтобы боле правильно понять ваши жалобы, развитие заболевания и т.д. (то есть невролог, перебивая или останавливая Вас в Вашем повествовании, может задавать «подтверждающие» или « уточняющие» вопросы).

Внимательно изучить результаты предоставленных Вами пройденных ранее или в настоящий момент обследований; при необходимости он может Вас попросить,! но не обязать, предоставить копии результатов некоторых исследований, с целью приобщения их к Вашей медицинской документации. Запомните: медицинские работник не имеют право забирать у Вас оригинал «выписки» из стационара и оригиналы исследований, кроме тех случаев, когда результаты обследования получены при нахождении Вас на стационарном лечении и обследование проводится «средствами» принадлежащими стационару и «бесплатно для Вас» - в этих случаях результаты обследования заносятся в выписной эпикриз, который Вам выдается «на руки», или предоставляются их копии, а оригиналы результатов исследования остаются в истории болезни (которая затем хранится в архиве больницы).

Спросить у Вас (то есть активно выявить, если Вы об этом не рассказали ранее самостоятельно) о возможно имевших место у Вас в настоящий период или в прошлом:

- эпизода или эпизодов потери сознания (о чем он может также уточнить у Ваших родственников),

- травм (переломы, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника, переломы верхних и нижних конечностей, падения, ушибы, участие в ДТП и т.д.), - нарушения мочеиспускания (и дефекации),

- повышения температуры тела; лечения в прошлом у невролога (или нейрохирурга);

- имеющейся у Вас аллергии на какие либо лекарственные средства (или их непереносимости), в том числе непереносимости каких-либо методов обследования (например, при выполнении МРТ/КТ - клаустрофобия) и консервативных немедикаментозных методов лечения (например, физиотреапевтические процедуры вызывают повышение артериального давления или контактный дерматит);

- перенесенных операциях и методах обезболивания применявшихся при их выполнении (наркоз, эпидуральная анестезия и т.д.);

- перенесенных инфекциях в детском, в подростковом (о чем он может также уточнить у Ваших родителей или родственников) и взрослом возрасте;

- а также о состоянии вашего «настроения» (эмоциональный фон и эмоциональных реакциях), о состоянии сна, аппетита, состоянии памяти, наличии головных болей, болей в спине; о том, как вы справляетесь с профессиональными навыками.

Провести полный клинико-неврологический осмотр. Нет смысла описывать составляющие элементы клинико-неврологического осмотра, но каждый пациент должен помнить следующее, что осмотр неврологом должен проводиться (как и терапевтом, хирургом) когда пациент находится в раздетом состоянии до нижнего белья, поскольку в иных случаях, можно пропустить (не заметить) патологию не связанную с патологией нервной системы, но которая может вызывать вторичное поражение нервной системы (например, онкологические заболевания кожи, отеки, травмы и т.д.), а также при несоблюдении данного требования невозможно в полной мере оценить сохранность двигательной, чувствительной подсистем в составе нервной системы, а также состояние вегетативной нервной системы (вазомоторные и трофические расстройства) и др. Следует помнить и то, что каждый невролог обязан (независимо от Ваших жалоб и состояния) проверит у Вас наличие или отсутствие патологических стопных рефлексов (обязательным является выявление рефлекса или симптома Бабинского – штриховое раздражение, неврологической иголкой или иным специальным приспособлением атравматичным для пациента, по наружному краю подошвы от пятки к пальцам и под пальцами – одним движением). Следует помнить, что также в «обязанности невролога» входит осмотр «спины» - то есть состояние позвоночного столба и смежных с ним регионов спины: осанка, состояние мышечного тонуса паравертебральных мышц и других мышц спины, в том числе прилегающих сегментов верхних и нижних конечностей; выявление симптомов, «говорящих» о наличии возможной вертебральной или экстравертебральной патологии (иными словами, каждый невролог должен владеть минимально необходимыми навыками ортопедического осмотра).


Автор: Laesus De Liro (forthis.ru)
20:49 01.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: шесть умножить на семь равно


Ремонт и СтроительствоКультура, искусство, историяТовары и услугиПсихологияБизнес и ФинансыМедицина и здоровьеМир вокруг насДом и квартираHi-TechПродукты питания, рецептыИнтимная жизнь


Развивая портал:

Наш веб-сайт сделан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных рассказов делает наш веб-портал комфортным для просмотра.

Полезная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить большое количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.